В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества. Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного и школьного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного и школьного возраста. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, ОУ, психологов и педагогов.
ДОУ и ОУ – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки, знакомятся с историей, традициями страны проживания. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
Эмоциональное благополучие ребенка из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к школе, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации; взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания. Для этого надо создавать в школе условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении, привлекать детей к занятиям в кружках, проводить индивидуальные занятия,консультации, индивидуальные беседы, обсуждения за круглым столом с родителями.
Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур, изобразительное творчество способствует процессу интеграции. Дети – мигранты должны знать культуру народа той страны, в которой они живут – это поможет им влиться в сообщество. Есть чему поучиться и русским детям, не получившим достаточного воспитания в системе традиционной культуры. Усвоение ее нравственных и этических норм должно помочь им научиться уважать другие народы.
Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, которая дает основные жизненные ориентиры в раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игра учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности.
Слушание, драматизация сказок учит понимать, где добро и зло, в победе добра над злом и заключается воспитательная ценность для любого народа. Такие занятия способствуют возникновению доброжелательных отношений друг к другу.
Большое значение имеет изучение правил европейского этикета, это способствует адаптации в нашем сообществе, так как в игровой форме дети воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем.